Репетитор английского языка Преподаватель английского языка Занятия английским языком Тест знаний английского языка Программы обучения английскому языку Методики обучения английскому языку Эффективность обучения английскому языку Отзывы о преподавателе английского языка Часто задаваемые вопросы Как быстро заговорить по-английски Где лучшие курсы английского языка Английский язык Как найти репетитора английского языка

СТАТЬИ
Обучение английскому языку
Обучение английской разговорной речи
Обучение грамматике английского языка
Игровое обучение английскому языку
Тест знаний английского языка
Дача 60 км от МКАД можайское шоссе
ПАРТНЁРЫ
Теплицы из поликарбоната

Основополагающие методики современного преподавания английского языка



Обучение английскому языку





Начало обучения английскому языку

Процесс обучения английскому языку начинается только после того, как мозг обучаемого подготовлен к восприятию новой лингвистической информации. Поэтому задача преподавателя в начале занятия – вовлечь ученика в учебный процесс, задать эмоциональный настрой на работу. Для этой цели как нельзя лучше подходит фонетическая зарядка, с которой и должен начинаться урок. Правильно проведённая фонетическая зарядка даёт очень мощный стартовый импульс, т.к. во время неё отрабатываются звуки, темп, ритм, и интонация иностранного произношения, что требует задействования основных информационных каналов обучаемого – зрения, слуха и речевой моторики. Поэтому в результате выполнения фонетической зарядки ученик быстро и всецело погружается в английский язык. Также следует отметить, что именно в этой части занятия ставится и отрабатывается английское произношение.

Обучение грамматике английского языка

За фонетической зарядкой следует наиболее трудоёмкая часть урока – работа над грамматикой. Это является обязательным требованием, предъявляемым к каждому уроку, поскольку грамматика является слабым местом у большинства обучаемых. Надо отметить, что на моих занятиях работа над грамматикой носит чисто практический характер и может проходить в форме перевода с русского языка на английский, различных упражнений, игр, работы с картинками, выполнения тестов, носящих обучающий характер и т.п.

Основой знаний является тренировка, но не зубрёжка. Для того чтобы обучение грамматике английского языка было эффективным, необходимо, с одной стороны, обеспечить обучаемому обильную тренировку изучаемого явления, а с другой – не растратить основной движущей силы обучения – эмоциональной энергии обучаемого – из-за потери интереса. Поэтому очень важно исключить из процесса обучения все повторяющиеся элементы, кроме самой сути изучаемого явления. Таким образом, чтобы быстро развить гибкий и жизнеспособный грамматический навык, один и тот же материал должен быть многократно проработан (продуман, проговорен), но только в разных ситуациях. Например, при изучении настоящего продолженного времени Present Continuous возможны варианты:

  1. Скажите, что Вы сейчас делаете.
  2. Изобразите мимически, что Вы сейчас делаете, а Ваш партнёр назовёт изображённое Вами действие.
  3. Скажите, как Вы думаете, что сейчас делают Ваши друзья.
  4. Скажите, чего Вы сейчас не делаете.
  5. Ваш друг сейчас на работе/дома/у врача/в магазине. Скажите, что он там делает.
  6. Задайте вопрос собеседнику, где он и что он сейчас делает.
  7. Напишите имена Ваших родственников. Скажите, который сейчас час и что они делают.

Для работы над грамматикой я использую, прежде всего, учебник «Essential Grammar in Use», который имеет 3 уровня – elementary, intermediate и upper-intermediate. Этот учебник выгодно отличается от других учебников по грамматике английского языка, так как содержит и объяснения, и практические задания; объяснения во многих случаях представлены в виде таблиц, даны отличные, яркие примеры, иллюстрирующие то или иное грамматическое явление. Кроме того, большим преимуществом учебника является тот факт, что он основан на принципе повторяемости лексики, так что если Вы не запомнили какое-то слово, то оно встретится Вам ещё не один раз. И, наконец, самым большим достоинством данного учебника является тщательно отобранный лексический словарь, т.е. слова, которые часто употребляются в английской речи. Другим результативным учебным материалом, который я широко использую во время обучения английскому языку, являются грамматические игры «Play games with grammar». Этот учебник содержит задания по грамматике в игровой форме, иллюстрирован остроумными картинками и является прекрасным дополнением к другому грамматическому материалу, а также способствует созданию приятной, ненапряжённой атмосферы на занятии.

Обучение лексике английского языка

Обязательным элементом обучения английскому является работа над лексическим строем языка – без знания слов хорошее знание языка невозможно. Поэтому расширением словарного запаса необходимо заниматься на каждом уроке. Хороший результат даёт беседа на заданную лексическую тему, задание употребить пройденные слова в одной ситуации, а также перевод и вопросно-ответная работа. Основным учебным материалом, по которому ведётся работа над лексикой, является текст или диалог. Новые тексты пересказываются и обсуждаются, диалоги воспроизводятся в паре с репетитором. Дальнейшая работа над текстовым материалом включает различные задания, направленные на проверку понимания и знания основных структур, встречающихся в тексте: вопросы и ответы, выполнение различных игр, коммуникативных заданий, дискуссий и выход в речь, что предполагает большую разговорную практику.

На моих занятиях пополнение словаря происходит без нудной зубрёжки, интуитивно, на основе ассоциативных связей. Чтобы не заставлять учеников тупо выучивать слова, я даю ассоциацию в русском языке, благодаря чему английское слово усваивается легко и прочно. Допустим, Вам нужно запомнить слово «тапочки» – slippers. Как это сделать быстро? Очень просто – за счёт уже имеющегося в Вашей памяти лексического материала. Звучание слова slippers (слипперс), созвучно с русским словом шлёпанцы. Поэтому чтобы выучить это слово, достаточно только запомнить, что тапочки – они как шлёпанцы, а слово шлёпанцы уже само ассоциативно вытолкнет у Вас из памяти slippers. Таким образом, вместо тупого зубрения мы сходу запомнили ассоциативную цепочку тапочки → шлёпанцы → slippers. Аналогичным образом можно быстро выучить cloudy (облачный) при помощи ассоциации «Клавдия витает в облаках»; Smuggler (контрабандист) – «смуглый контрабандист», или «смогла стать контрабандистом».

Для работы над лексикой английского языка в наибольшей степени подходят учебники «Headway» или «Cutting Edge», развивающие обширную лексическая базу. В качестве дополнительного материала эффективно использовать игровой учебник «Word games with English», применение которого значительно оживляет работу. Если позволяет время, то можно использовать и другой учебный материал, например: «Just write», «Make your point», «Activity box», «Keep talking».

Дополнительно об обучении лексике можно посмотреть в разделе лексика.

Обучение аудированию на английском языке

Очень важным элементом обучения английскому языку является аудирование – развитие способности понимания речи на слух. Английской речи свойственен очень быстрый темп без чёткого проговаривания каждого слова, с «проглатыванием» целых слов. Когда обучаемый начинает слушать английскую речь, его ухо «закрыто», он «не слышит» того, что слушает, не может вычленить слов в потоке речи. Выход только один: слушать, слушать и слушать. При чём важен принцип постепенности. То, что Вы слушаете, должно содержать на 70% знакомый языковой материал, иначе Вы ничего не поймёте. Начинать надо с простого материала, лёгкого в языковом отношении и записанного в естественном, но не очень быстром темпе. Следует постепенно, по мере понимания услышанного, усложнять задачу и слушать тексты и диалоги в более быстром темпе. С течением времени Вы научитесь понимать речь и в быстром темпе, и будете думать: «неужели было время, когда мне это было непонятно!»

Обучение английской разговорной речи

Наибольший вес на моих занятиях имеет обучение разговорной речи, поскольку язык – это средство общения и обучать языку надо как средству общения. Обучение разговорной речи предполагает использование специальных учебников, т.к. даже лучшие учебники по грамматике и другим аспектам языка не могут обучить разговорной речи, если не содержат большое количество разговорных моделей, свойственных именно разговорной речи. Другим необходимым условием успешного освоения разговорной речи является обильная практика в использовании изученных разговорных моделей. Этой цели служат вопросно-ответная работа, игры, ролевые игры, коммуникативные (т.е. направленные на общение) задания, дискуссии, ведение аргументированной беседы и др. Нельзя надеяться, что, изучив грамматику и словарный запас, обучаемый научится говорить по-английски: достаточно вспомнить хотя бы учебник «Бонк», занимаясь по которому люди потратили массу времени, но общаться по-английски так и не научились. И после занятий по этому учебнику шли на курсы обучения разговорной речи, хотя словарным запасом и грамматикой уже овладели. Таким образом разговорной речи необходимо обучать целенаправленно, по специально для этого вида деятельности предназначенным учебным материалам. Эффективными для обучения разговорной речи являются такие учебники, как: «Face2face», «Blueprint», «Make your point», «I think you think» и т.п.

Для того чтобы обучение разговорной речи было эффективным, необходимо обучение языку как средству общения в процессе общения, т.е. использование коммуникативной методики обучения. Суть этого метода заключается в том, что репетитор использует ролевые игры или коммуникативные задания таким образом, чтобы обучаемым было интересно общаться друг с другом и чтобы они получали новую информацию о собеседнике в процессе общения. В этом случае у обучаемых повышается мотивация к обучению.

Интенсификация обучения английскому языку

Я провожу занятия по методике индивидуального интенсивного обучения английскому языку. Это означает усвоение объёма лексического и грамматического материала, большего в единицу времени, чем при традиционном обучении, а также Вашу речевую и мыслительную активность каждую секунду рабочего времени.

Интенсивное обучние научно и методически обосновано и включает следующие постулаты:

  1. Обучение языку как средству общения в процессе общения;
  2. Активизация деятельности обучаемых;
  3. Достижение эффективности обучения за минимальное учебное время при минимальных затратах усилий обучаемого;
  4. Большой объём изучаемого материала;
  5. Использование специфических форм, методов и приёмов обучения;
  6. Максимальная вовлечённость обучаемого в учебный процесс;
  7. Сохранение высокой работоспособности обучаемых длительное время;
  8. Ролевое обучение;
  9. Принцип радости и ненапряжённости обучения;
  10. Высокий эмоциональный тонус занятий;
  11. Высокая интенсивность труда преподавателя;
  12. Обильная тренировка изучаемых языковых явлений и их усвоение непосредственно на занятии;
  13. Большая разговорная практика.
В зависимости от цели обучения (разговорная речь, грамматика или лексика) могут меняться принципы обучения, формы, приёмы и методы работы.

Интенсификация обучения требует использования дополнительного материала. Это могут быть: учебник по грамматике, книги для чтения, пересказа и обсуждения, набор картинок для описания, диалоги для тренировки разговорной речи, игры, ролевые игры и т.п. Я использую метод, разработанный ведущими преподавателями МГИМО, который основан на одновременном использовании нескольких учебников. Метод высокоэффективен в плане результатов, т.к. при проработке каждой темы разные учебники, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой – вносят разнообразие в учебный процесс, за счёт чего достигается очень высокая степень усвоения материала. В этом случае один и тот же материал (например, тема погоды) изучается и по основному учебнику, и по учебнику по грамматике, и в диалогах, и в ролевых играх, и в аудиозаписях, что многократно улучшает запоминание и усвоение материала.

Другим важным приёмом, позволяющим добиться интенсификации обучения, является совмещение нескольких изучаемых явлений в рамках одного занятия за счёт объединения ситуаций, отрабатывающих эти явления. Примером интенсифицирующего объединения может служить такое задание: посмотрите на человека, который изображён на картинке; представьте, что Вы хорошо его знаете; расскажите о нём (внешность, возраст, профессия, семейное положение, где он сейчас находится, почему он там и т.д.). Такое задание тренирует одновременно и лексику по теме «личная информация» (низкий/высокий, худой/полный, блондин/брюнет и т.п.) и грамматическое оформление высказывания (глагол to be, время Present Continuous).

Индивидуализация обучения английскому языку

Индивидуализация обучения со мной как с репетитором английского языка заключается не только в том, что всё занятие я занимаюсь с одним человеком, но и в том, что занятия проводятся по специально для Вас разрабатываемой персональной программе. Этот подход базируется на личности обучаемого – при составлении индивидуальной программы обучения учитывается уровень знаний обучаемого, сфера интересов и род деятельности, возраст и, конечно же, цель обучения. Всё занятие проходит как постоянная практика того, что Вам надо освоить. Например, если Ваша цель – разговорная речь, то всё занятие проходит как постоянная практика разговорной речи. У каждого обучаемого есть свои слабые места: у одних это грамматика, у других – маленький словарный запас, третьи не воспринимают английскую речь на слух и т.д. В каждом конкретном случае материал подбирается специально для ликвидации слабых мест конкретного обучаемого.

Преимущество индивидуализации учебного процесса наиболее ощутимо в случаях, когда требуется значительное сокращение сроков обучения, либо у людей, сталкивающихся с большими затруднениями при обучении иностранным языкам. Если какому-либо ученику никак не удаётся выучить английский язык, то это происходит не потому, что этот ученик – «тяжёлый случай», а потому, что преподаватель не учитывает индивидуальных особенностей этого ученика, не владеет грамотно методикой обучения и не может правильно подобрать сочетание приёмов педагогической деятельности, содержание и формы подачи учебного материала, которые подходили бы именно этому обучаемому.

Приведу такой пример. Быстро ли Вы запоминаете новые слова? Некоторые люди запоминают слова с первого раза, таких не много, это те, кто обладают ярко выраженными лингвистическими способностями. Некоторые запоминают новые слова с третьего раза, а некоторым (так называемым «трудным» ученикам) требуется повторить новое слово более десяти раз. Если преподаватель будет ориентироваться на среднего ученика, то порядка 10% обучаемых не смогут справляться с программой и усвоить материал. Что же делать? Выход только один – преподаватель должен обеспечить необходимую тренировку для каждого обучаемого в отдельности, при чём теми способами, которые в каждом конкретном случае обсепечат наилучший результат. Например, гуманитариям проще развить в себе ощущение языка, а технарям – запомнить структуру, каждый раз логически опираясь на неё. Одним людям удобнее изучать времена последовательно, другим необходимо использование схем и таблиц. И т.д. – для каждого случая подбирается своё индивидуальное решение.

За 30 лет моей педагогической деятельности мною подготовлено более 500 учеников, профессионально овладевших английским языком, и примерно каждый десятый в начале обучения считал себя безнадёжным, так как имел негативный опыт обучения английскому. И, при ближайшем рассмотрении выяснялось, что многие из них действительно имели определённые затруднения в овладении языком. Именно эти затруднения и мешали им заниматься по общей для всех обучаемых программе, в результате чего они оказывались в числе сильно отстающих. Но стоило скорректировать процесс обучения для этих учеников таким образом, чтобы исключить ситуации, вызывающие затруднения, как они начинали справляться с программой обучения не хуже остальных обучаемых.

Таким образом, насколько бы неудачный опыт в обучении языку Вы не имели, но если Вы смогли овладеть родным языком, если Вы в состоянии сказать хотя бы несколько иностранных слов и запомнить несколько телефонных номеров, то при грамотно организованном индивидуальном обучении Вы гарантированно сможете овладеть и иностранным языком. Именно индивидуализация обучения позволила большому количеству людей профессионально овладеть английским языком, который ранее для них был совершенно недоступным.



Подводя итоги



Предлагаемое мной обучение английскому языку базируется на следующих принципах:

  1. Индивидуализация обучения;
  2. Интенсивность обучения;
  3. Высокий эмоциональный тонус занятий;
  4. Ненапряжённость обучения;
  5. Обучение языку как средству общения в процессе общения;
  6. Смена разных методик и видов деятельности;
  7. Обеспечение обильной тренировки материала;
  8. Использование большого объёма дополнительного материала.
Что Вам даст такое обучение английскому языку:
  • Быстрое пополнение словарного запаса на основе ассоциативных связей (без утомительных заучиваний);
  • Развитие грамматической интуиции и устойчивого навыка грамматического оформления неподготовленного высказывания;
  • Понимание содержания прочитанного текста без внутреннего перевода на русский язык;
  • Умение свободно общаться с англоязычным партнёром.


Желающим обучаться английскому языку я предлагаю посетить раздел «Welcome», на котором Вы найдёте описание используемых мной материалов, способов их индивидуального подбора и online-тест Ваших знаний английского языка, или сразу позвоните мне по телефону 8-917-551-24-13.

Все права защищены © 2010–2017 | ИП Габуния Светлана Валерьевна | ОГРНИП 314774627300695
Копирование материалов возможно только с установкой активной гиперсcылки на сайт www.english-lessons-moscow.ru.