Репетитор английского языка Преподаватель английского языка Занятия английским языком Тест знаний английского языка Программы обучения английскому языку Методики обучения английскому языку Эффективность обучения английскому языку Отзывы о преподавателе английского языка Часто задаваемые вопросы Как быстро заговорить по-английски Где лучшие курсы английского языка Английский язык Как найти репетитора английского языка

СТАТЬИ
Обучение английскому языку
Обучение английской разговорной речи
Обучение грамматике английского языка
Игровое обучение английскому языку
Тест знаний английского языка
Дача 60 км от МКАД можайское шоссе
ПАРТНЁРЫ
Теплицы из поликарбоната

Основополагающие методики современного преподавания английского языка



Эффективность обучения английскому языку





Главные дидактические принципы

Исследования в области психологии и особенностей работы человеческой памяти позволили определить условия обучения, от которых в наибольшей степени зависит его результат. На основе этих данных современная педагогика сформулировала главные дидактические принципы, несоблюдение которых в разы снижает эффективность обучения. Для того, чтобы обучение было эффективным, необходимо следовать следующим дидактическим принципам:

  1. Научность обучения – педагогическое взаимодействие должно происходить посредством научно организованной учебной деятельности, на основе научно установленных знаний об изучаемом предмете и способах его изучения. Научно организованное обучение обеспечивает максимально быстрое формирование у обучаемого прочной системы знаний, объективной по отношению к изучаемому предмету и современным условиям его применения.

  2. Наглядность обучения – подкреплённость изучаемых абстрактных понятий конкретными представлениями. Наглядное обучение повышает внимание и интерес обучаемого, способствует более быстрому и глубокому усвоению знаний и делает процесс обучения более лёгким.

  3. Доступность обучения – недопустимость чрезмерной усложнённости материала, при которой овладение материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным – значит правильно определить степень сложности и глубины изучаемого материала; правильно определить количество времени для изучения и повторения материала с учётом его важности и трудоёмкости в соответствии с уже имеющимся у обучаемого объёмом знаний и навыков.

  4. Учёт индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучаемого. Тесно связан с предыдущим принципом, т.к. разные обучаемые в разной степени восприимчивы к материалу с тем или иным содержанием, а также к различным способам преподнесения этого материала. У обучаемого может проявляться замедленное мышление и ослабленная память по отношению к тому или иному изучаемому явлению, что необходимо учитывать при построении стратегии обучения.

  5. Сознательность и активность обучаемого в процессе обучения – требуется организация процесса обучения таким образом, чтобы обучаемый имел ясное понимание целей и задач каждого учебного действия и самостоятельно прикладывал умственные усилия в процессе овладения материалом. Без сознательной и активной деятельности обучаемый не может овладеть изучаемым материалом и развивать свои умственные способности.

  6. Проблемность обучения – для проявления мыслительной активности обучаемый должен сталкиваться с проблемами, вопросами и задачами, которые ему требуется разрешить.

  7. Связь теории с практикой. Ценность знаний заключается в возможности их практического применения, поэтому процесс обучения должен быть ориентирован на свою конечную цель – практическое применение приобретаемых знаний. Реализация данного принципа требует такого построения обучения, при котором осуществляется соединение умственной деятельности обучаемого с практической деятельностью.

  8. Систематичность и последовательность обучения – обучение должно обеспечивать регулярное и последовательное усвоение систематизировано обобщённых знаний. Одной из причин неудач в обучении языку является нарушение последовательности в изложении материала, в результате чего у обучаемого формируется система знаний с нарушенными взаимосвязями, опираясь на которую обучаемый не в состоянии эффективно решать практические задачи.

  9. Прочность обучения и его цикличность – овладение знаниями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмысленны, хорошо усвоены и длительное время сохраняются в памяти. Решение этой задачи требует, чтобы обучаемый совершил в процессе обучения полный цикл действия: первичное восприятие и осмысление нового материала, его запоминание, применение полученных знаний на практике, их повторение и систематизацию.



Реализация дидактических принципов на моих занятиях




Научность

Преподавание любого предмета, и в особенности иностранного языка, должно базироваться на достижениях педагогической и методической науки. Мои занятия базируются на основных постулатах современной педагогики, дидактики и методики; я непрерывно отслеживаю последние новшества в области обучения на предмет способов повышения его эффективности. В качестве учебного материала я использую лучшие современные учебники ведущих английских методистов, использующие, с одной стороны, самые прогрессивные на сегодняшний день подходы к обучению, а с другой – тематически ориентированные на актуальные проблемы сегодняшнего дня и отражающие новейшие изменения в самом английском языке.

Более подробно об используемых мною методиках обучения, способах повышения эффективности обучения и учебном материале можно узнать из статей «Методики обучения», «Как проходят мои занятия», «Как быстро заговорить по-английски» и «Welcome».


Наглядность

Доска, мел, – казалось бы, несущественные вещи, но именно через них реализуется принцип наглядности при обучении иностранному языку. В тетради обучаемого обязательно должна быть записана схема, например, английского вопросительного предложения, желательно, разноцветными чернилами. Такая наглядность облегчает усвоение трудного для русскоязычных материала, и к этой схеме обучаемый будет многократно возвращаться, прежде чем навык построения вопросительного предложения станет прочным.

Пример. Наглядная схема английского вопросительного предложения.

0 1 2 3
вспомогательный глагол подлежащее сказуемое второстепенные члены предложения
Does he teach English ?
Did she go to the cinema ?
Are you reading my site ?

Также на моих занятиях широко применяются таблицы, которые я использую при прохождении каждой грамматической темы. Например, таблица степеней сравнения прилагательных наглядно показывает, как в английском языке образуются степени сравнения прилагательных.

Пример. Таблица степеней сравнения прилагательных в английском языке.

Big Bigger Biggest
Tall Taller Tallest
Small Smaller Smallest
Beautiful More Beautiful Most Beautiful
Interesting More Interesting Most Interesting
Expensive More Expensive Most Expensive

Другой пример реализации принципа наглядности на моих занятиях – широкое использование обучающих иллюстраций. Я использую иллюстрации при обучении лексике, грамматике и разговорной речи. Пример: на картинке изображена кухня, в которой находятся мыши: в холодильнике, в кастрюле, на плите, на столе, за дверью; они едят сыр, спят, скребутся и т.п. Обучаемому предлагается описать, где находится каждая мышь. Это задание тренирует употребление предлогов места: возле, под, на, в и др.

Схемы, таблицы и картинки находят самое широкое применение в моей работе, так как наглядно показывают структуру английского предложения и грамматические особенности изучаемого явления, а также способствуют тренировке изучаемого материала; значительно уменьшают сложность овладения новым материалом и многократно улучшают его усвоение.


Доступность

Доступность обучения зависит от индивидуальных особенностей обучаемого, от применяемых методов и приёмов обучения. Принцип доступности предполагает постепенное увеличение сложности: «движение от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному». Новый материал должен преподноситься таким образом, чтобы он был доступен как для восприятия, так и для усвоения обучаемым. Так, при первичном изучении английских времён обучаемому не предлагается весь спектр изучаемого материала, а только некоторая его часть. Например, при изучении времени Present Continuous обучаемый вначале усваивает только один случай употребления этого времени, – когда действие протекает в настоящий момент: I'm reading now. Остальные случаи употребления этого времени преподносятся обучаемому позже. Почему нельзя предложить вниманию обучаемого сразу все случаи употребления времени Present Continuous? Потому что столь большой объём информации оказывается непосильным для усвоения в рамках одного занятия, и в результате обучаемый не получит прочных знаний об употреблении этого времени.

Есть очень хорошие учебники, признанные во всём мире, как, например, «Cutting Edge», «Headway» или «The New Cambridge English Course», но они трудоёмки и далеко не каждый обучаемый сможет по ним успешно заниматься. Поэтому на первом занятии я не только тестирую обучаемого, чтобы подобрать ему учебник соответствующего уровня, но и определяю тип личности обучаемого и насколько он лингвистичен, т.е. способен к языку. В результате тестирования определяются такие параметры как память, скорость мышления, быстрота усвоения, эмоциональность, широта общего кругозора, мотивация к изучению языка. На основе этих данных обучаемому подбирается такой учебный материал, при работе с которым он не столкнётся с непосильными для него трудностями.


Учёт индивидуальных особенностей

Весь учебный материал подбирается и занятие строится с учётом индивидуальных особенностей обучаемого. Преподаватель может столкнуться с плохой памятью обучаемого, с замедленным мышлением, с непониманием простейшей английской речи на слух, со свободной, но неграмотной речью, с невозможностью понимать английский текст без перевода каждого слова на русский язык, с языковым барьером и другими индивидуальными затруднениями. Каждая из перечисленных проблем имеет своё индивидуальное решение, реализующееся в индивидуальной программе обучения, которая разрабатывается мною для каждого обучаемого с учётом не только индивидуальных, но и психологических и возрастных особенностей личности.

Более подробно об учёте индивидуальных особенностей обучаемых на моих занятиях можно узнать из статей «Welcome» и «Обучение английскому языку».


Сознательность и активность

В последнее время часто рекламируют курсы, которые обещают обучить английскому языку исключительно через подсознание. Но таким образом ещё никто не выучил иностранный язык. Сознательность обучения является обязательной, т.к. знания могут приобретаться только при условии их самостоятельного осмысления и интенсивной умственной деятельности обучаемого; без сознательного участия можно привить обучаемому разве что рефлексы.

Сознательность обучения предполагает: ясное понимание целей и задач предстоящей работы, обеспечение понимания учащимися смысла изучаемого, использование логических связей между новым материалом и изученным. Поэтому я провожу занятия таким образом, чтобы активизировать не только память, – этого недостаточно, – но и мышление обучаемого. Работая над текстом, я задаю не только те вопросы, на которые дан ответ в тексте, но также и такие, в ответах на которые обучаемые выражают своё мнение и, следовательно, активизируют своё мышление. Примером могут служить вопросы, начинающиеся со слов «почему...» (why questions) и «как Вы считаете...». Другой пример задания, активизирующего мышление: из данных вразброс слов составьте предложение: in\evening\he\the\TV\watched. Или более сложный вариант: даны не все слова, из которых надо составить предложение: he\TV\evening. Выполняя такое задание обучаемый задействует логическое мышление и воображение, благодаря чему и достигается полное (т.е. и сознательное и активное) вовлечение обучаемого в работу.

Согласно методической науке, преподаватель должен обеспечить на уроке первичное закрепление лексики, поэтому я никогда не задаю своим обучаемым тупо выучить новые слова, но даю ассоциацию в русском языке, благодаря чему происходит осмысленное и прочное усвоение лексики. Примеры: cup – кубок; tights – колготки (стирать колготки в порошке «тайд»).

Другой путь реализации принципа сознательности и активности – взаимообучение обучаемых. Примером могут служить используемые на моих занятиях коммуникативные игры. Например, каждый обучаемый получает карточку из 6 пунктов, на каждой из которых имеется только одна информационная надпись о мистере N: его имя, или национальность, или профессия и т.д. В процессе выполнения задания обучаемые самостоятельно общаются на английском языке и задают друг другу вопросы, чтобы заполнить все пункты информации о мистере N. В результате каждый обучаемый совершает цикл действий: отвечает на вопросы, сам задаёт вопросы и на основе полученных ответов составляет портрет мистера N. Правильно составленный портрет свидетельствует о сознательно проведённой активной работе каждого обучаемого в процессе выполнения задания.


Проблемность обучения английскому языку

Русскоязычный человек, изучающий английский язык, сталкивается с большими трудностями, т.к. между строем русского и английского языков огромная разница. Русский язык – язык флексий, окончаний (падежных, спряжений и др.), в то время как английский язык имеет аналитический строй, выражающийся в обязательном употреблении вспомогательных глаголов, например: I have been given a difficult task = мне дали трудное задание. Употребление вспомогательных глаголов – не единственная трудность для русскоязычных, имеется множество других. Я строю обучение английскому языку таким образом, чтобы обучаемый каждый раз решал практическую задачу, например: как поставить предложение в отрицательную форму (вспомогательный глагол каждый раз меняется):

I don't like bananas = я не люблю бананы
I didn't go to the cinema = я не ходил в кино
He doesn't have money problems = у него нет проблем с деньгами
She isn't working tomorrow = она не работает завтра

или: добавлять ли к глаголу окончание 's? Какое употребить время: простое или продолженное? И так на каждом этапе обучения. Чем большее количество задач (обязательно доступных и посильных!) обучаемый будет решать, тем больших успехов он достигает.

Особенно ярко это проявляется в таком виде работы, как дискуссия, когда обучаемому приходится постоянно выражать своё мнение по обсуждаемой проблеме. Например, тема «путешествие»: какой отдых Вы предпочитаете: «всё включено» или самостоятельный? Каковы преимущества и недостатки каждого из них? Отвечая на подобные вопросы, обучаемый сталкивается с грамматическими и другими трудностями реального общения, разрешая которые, он активизирует мышление и приобретает прочный навык грамотного построения фраз на английском языке.


Связь теории с практикой

При обучении английскому языку связь теории с практикой проявляется очень ярко. Со школьной скамьи мы знаем, что недостаточно выучить правило, надо привести пример, иллюстрирующий его применение. На моих занятиях связь теории с практикой присутствует постоянно: при обучении фонетике: теория – объяснение, в каком положении находятся органы речи при произнесении какого-либо звука, практика – в правильном его произнесении; грамматика: теория – правило употребления грамматического явления, например, время Present Perfect, практика – тренировка в употреблении этого времени в сравнении с другими временами в английском и русском языках и т.д. для каждого аспекта языка.

Встречаются обучаемые, у которых хорошие пассивные знания, и задача преподавателя – сделать их активными. С этой целью я использую различные коммуникативные задания, вопросно-ответную работу, ролевые игры, дискуссии и т.д., позволяющие перевести пассивные знания в актив, «на кончик языка».


Систематичность и последовательность

На моих занятиях принцип систематичности и последовательности реализуется путём соблюдения нескольких правил:

  1. Используются схемы и планы;
  2. Введение учебного материала проводится в несколько этапов;
  3. Повторение изученного материала осуществляется и на последующих занятиях;
  4. На каждом занятии проводится учёт и оценка знаний учащихся (предпочтение отдаётся тем формам контроля, которые носят обучающий характер).

Пример. Изучение времени Past Continuous.
Вначале даётся схема образования данного времени: be+ing. После этого приводится пример: «he was watching TV at seven o'clock». Преподаватель объясняет учащимся данное время и просит обучаемого составить несколько предложений по приведённой схеме. Затем рассматривается вопросительная форма этого времени: «What was he doing at 7 o'clock?» Преподаватель задаёт обучаемому несколько вопросов в изучаемом времени: «What were you reading at 8 o'clock?», «What were you doing when your friend phoned you?» и т.п. После этого преподаватель обеспечивает обучаемому обильную практику в употреблении данного времени и сравнивает его с другими прошедшими временами, например, Past Simple и Past Perfect. Задаваемое в конце урока домашнее задание содержит упражнения на закрепление нового материала, а на следующем занятии преподаватель возвращается к этому материалу, но уже на чисто практическом уровне.


Прочность и цикличность обучения

Прочность обучения зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относится содержание и структура материала; к субъективным – отношение обучаемых к преподавателю, учебному материалу, обучению. Помимо этого, прочность обучения зависит от использования различных видов и методов обучения, от памяти обучаемых. Усвоение материала тем прочнее, чем материал ярче и интересней преподносится. Поэтому я активизирую не только память, но и мышление и чувства обучаемых, т.к. то, что преподнесено на эмоциональной основе, усваивается прочнее.

Прочность обучения достигается на моих занятиях многократным повторением изучаемых явлений, их проговариванием в разных ситуациях. Например, выразите сочувствие (I'm sorry to hear that) и дайте совет (You should…) в следующих ситуациях:

  1. Я больна;
  2. У меня нет денег;
  3. Я уволена с работы;
  4. У моего сына плохие отметки в школе;
  5. Мой муж (жена) не говорит мне о своих проблемах.

Цикличность обучения английскому языку предполагает повторяемость лексического и грамматического материала. Как бы основательно ни был проработан новый материал, он не останется надолго в памяти, если преподаватель не будет возвращаться к нему снова и снова. Поэтому на моих занятиях лексико-грамматический материал подаётся таким образом, что обучаемый встречает его многократно в ходе всего курса обучения.

Например, грамматическая тема Present Perfect встречается в учебнике. Параллельно эта же тема прорабатывается в справочном материале по грамматике. Вопросно-ответная работа также ведётся с использованием времени Present Perfect. И, наконец, материал для аудирования и книги для чтения и дискуссии тоже содержат данную грамматическую тему. Важно отметить, что проработка одной лексической или грамматической темы проводится в рамках нескольких занятий. Для того, чтобы навык овладения новым материалом был прочным, я возвращаюсь к пройдённому материалу на последующих занятиях в виде вопросно-ответной работы, перевода с русского на английский, ролевых игр и др.

Поскольку зубрёжка и механическое заучивание материала неэффективны, необходима глубокая проработка знаний, их прочное усвоение и развитие мышления и памяти. Достижение прочности обучения требует совершения учащимися полного цикла учебных действий: первичное восприятие изучаемого материала, его последующее осмысление и запоминание, применение полученных знаний на практике. Большое значение для обеспечения прочности обучения имеет повторение. Но, как писал К.Д. Ушинский, «повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забывания, а не возобновлением забытого». Поэтому на моих занятиях я многократно возвращаюсь к новому материалу, чтобы предупредить его забывание. По этой же причине рекомендуется заниматься чаще одного раза в неделю.




Контроль эффективности моих занятий



На моих занятиях каждому обучаемому предоставляется возможность самостоятельно убедиться в эффективности проведённой работы по его обучению. Для этого применяется рубежный контроль – система заданий, позволяющая определить объём усвоенного материала: приобретённый словарный запас, знание грамматики, понимание английской речи на слух, умение общаться по пройденным темам. Рубежный контроль можно проводить по желанию обучаемого как на каждом занятии, так и за более длительные промежутки времени.

Для обучаемых, которые хотят включить рубежный контроль в систему занятий, преподаватель перераспределяет время занятия таким образом, чтобы часть времени занятия отводилась контрольному тестированию. Данный подход к обучению позволяет мне давать гарантию высокого результата проводимых мною занятий.


Желающим обучаться английскому языку я предлагаю посетить раздел «Welcome», на котором Вы найдёте описание используемых мной материалов, способов их индивидуального подбора и online-тест Ваших знаний английского языка, или сразу позвоните мне по телефону 8-917-551-24-13.

Все права защищены © 2010–2017 | ИП Габуния Светлана Валерьевна | ОГРНИП 314774627300695
Копирование материалов возможно только с установкой активной гиперсcылки на сайт www.english-lessons-moscow.ru.