Где лучшие курсы английского языка?
Сегодня в Москве обилие курсов и центров, предлагающих обучение английскому языку. Но как выбрать лучшее?
В группе или индивидуально?
Прежде всего: обучение групповое или индивидуальное? Выбор однозначно в пользу индивидуального, так как в этом случае на протяжении времени всего занятия преподаватель занимается только Вами, непрерывно отслеживая динамику Вашей успеваемости и оперативно корректируя процесс обучения, за счёт чего достигается наивысший результат обучения, многократно превосходящий результат обучения в группе.
Из двух направлений: унификации и индивидуализации следует предпочесть, конечно, индивидуализацию обучения, что возможно только при индивидуальных занятиях. Некоторые преподаватели английского языка утверждают, что и при групповом обучении они сохраняют индивидуальный подход, но это сомнительно, поскольку при групповом обучении преподаватель обучает не каждого в отдельности, а группу в целом.
Для того, чтобы групповое обучение было успешным, необходимо, чтобы преподаватель владел методикой обучения в группе, строя занятия таким образом, чтобы каждый обучаемый участвовал в работе каждую минуту, а не ждал, когда до него дойдёт очередь. Такой методикой владеют только те преподаватели, которые специально обучались методике интенсивного обучения, такие специалисты встречаются не часто. В противном случае преподаватель строит занятие в группе как индивидуальное: по очереди читают, по очереди пересказывают, по очереди выполняют упражнения. И в результате обучаемому за всё занятие удаётся сказать лишь несколько фраз.
Ещё важным фактором при групповом обучении является уровень знаний самого обучаемого. Если он невысокий или ниже уровня группы в целом, то преподаватель не сможет уделять Вам достаточно времени, опираясь на более сильных членов группы, и в этом случае Вы просто напрасно потратите время и деньги.
Из сказанного ясно, что следует стремиться к индивидуальному обучению. Но всем ли подойдёт стоимость такого обучения? Если выделяемые на обучение средства сильно ограничены, то я могу порекомендовать и предложить эффективные индивидуальные занятия с периодичностью, скажем, один раз в месяц. В этом случае цена устроит любого, а знания Вы получите высокие.
Об учебном материале
На большинстве курсов работа ведётся по одному какому-либо учебнику, независимо от цели обучения. Нужен ли Вам письменный английский, или грамматика, или разговорная речь, учебник всегда один и тот же, например, «Cutting Edge». Но не может быть идеального учебника, который бы в равной степени обучал достаточно хорошо всем аспектам языка. Тот же «Cutting Edge» совершенно неэффективен для обучения разговорной речи; он силён в обучении другим аспектам языка.
Поэтому правильный подход – это когда ученики занимаются по разным учебникам, в зависимости от цели обучения. Так, большой словарный запас даёт «Headway», грамматику – «Cutting Edge», разговорную речь – «Face2Face», умение выражать мысли – «Blueprint» и т.д.
Кроме того, что на курсах Вам обычно предлагают один и тот же учебник для любой цели обучения, как правило, это будет один единственный учебник, по которому ведётся и вся остальная работа. Но это малоэффективно. Именно по этой причине ведущими методистами МГИМО был разработан интенсивный курс обучения с одновременным использованием сразу нескольких учебников, когда один учебник – основной, другой – по грамматике, третий – обучающий разговорной речи и т.д.
Данный метод позволил добиться наивысшей эффективности обучения, вследствие чего многие методисты (и я в том числе) перестали ограничиваться работой по одному учебнику и стали использовать большой дополнительный материал. Так, для тренировки грамматики, я использую учебник «Essential Grammar in Use»; для практики разговорной речи использую диалоги, ролевые игры; для дискуссии и пересказа – художественную литературу; для понимания речи на слух – аудиодиски и т.д. Почему именно так? Потому что на собственном опыте неоднократно убеждалась в эффективности и преимуществе этого метода по сравнению с работой по одному учебнику.
«Авторская» методика
Что касается методики, то часто можно слышать об авторской методике. Но в большинстве случаев так называемая «авторская» методика оборачивается плагиатом. Так случилось с методикой суггестопедического обучения, которая признана во всём мире, и только у нас, в России, малоизвестен её истинный автор – проф. Г. Лозанов. Зато как грибы появляются «авторы», практикующие поистине гениальную методику проф. Г. Лозанова от своего имени.
На западе очень бережное отношение к слову «методика». Есть блестящие английские методисты, авторы всемирно известных учебников, но они не претендуют на авторство метода, а являются всего лишь авторами курса, на обложке которого скромно указано, что курс основан на традиционной или коммуникативной методике или их сочетании. У нас же, что ни учебник – то новый метод. Кстати, о методах. На сегодняшний день во всём мире насчитывается только девять (!) методов обучения иностранным языкам. Каким же нужно быть гением, чтобы изобрести десятый метод, и могут ли авторы многочисленных «методов» оказаться этим гением?
Говоря о методике, следует сказать, что всё многообразие современных английских учебников укладывается в два метода: традиционный и коммуникативный (или их сочетание). В свете этого несложно самостоятельно дать оценку массовому явлению авторской методики.
Обучение с носителем языка
Особого внимания заслуживает вопрос об обучении у носителей языка. При выборе такого обучения следует иметь в виду, что заниматься с носителем языка имеет смысл только при очень высоком знании языка у самого обучаемого. В противном случае носитель говорит по-английски в быстром темпе, а ученик или вся группа мечтают залезть под стол, так как ничего не понимают по-английски, а носитель, соответственно, ничего не понимает по-русски.
Носитель языка не может объяснить, почему надо сказать так, а не иначе, он ведь не может сравнить английский язык с русским, а только говорит, как должно быть правильно. Но этого недостаточно: обучаемый должен понимать, почему именно так надо говорить, ведь врождённого чувства языка у него, в отличие от носителя, нет. В этом плане российский преподаватель имеет большое преимущество в виде опоры на родной язык. Кстати сказать, по этой причине некоторые курсы, попробовавшие приглашать на работу носителей языка, практикуют использование в одной группе двух преподавателей: носителя языка и российского, в помощь иностранцу.
Очень часто оказывается, что носитель языка, которого приглашают на работу в Москву, не является профессиональным преподавателем. Захотите ли Вы, чтобы тонкостям иностранного языка Вас обучал сантехник, парикмахер, садовник? Конечно, занятия с носителем языка интересны и полезны, но только на завершающем этапе обучения. Как показывает практика, люди, попробовавшие на начальных этапах обучаться у англоязычного преподавателя, больше никогда не повторяют этой ошибки.
Сверхбыстрые суперметоды
В последнее время появились репетиторы, курсы и методики, обещающие научить сверхбыстро и гарантирующие усвоение рекордного количества слов. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что эти методики дают только усвоение слов, а практика разговорной речи на занятиях либо отсутствует, либо её явно недостаточно. Если Вы учите список слов, то Вы и будете знать только список слов, а умением их использовать в разговорной речи так и не овладеете.
Другой вариант предложений по рекордно быстрому обучению языку: путём гипнотического или иного неестественного воздействия на подсознание, или сказать ещё больше – прибегание к помощи магии в процессе обучения. Даже если опустить из рассмотрения варианты мошенничества и спекуляции на заманчивости использования малоизученных средств воздействия на человеческую природу, то следует задуматься о вреде, который может быть нанесён подобным воздействием здоровью и, более того, – жизни обучаемого.
Ни для кого не секрет, что даже незначительное вмешательство в работу подсознания является чрезвычайно ответственной операцией, потому как может крайне негативно отразиться и на психическом, и на физическом здоровье. А что уж говорить о более сильных и продолжительных, тем более – регулярно повторяющихся воздействиях!
Одним словом, моё отношение к подобным методам – отрицательное. Идея о том, что иностранный язык можно выучить за несколько дней или недель – это миф, примеров подтверждения которого история не знает, кроме разве что совсем единичных, чудесных случаев. Тем же, кто верит в чудеса и сверхъестественное, я советую вспомнить поучительную историю о Вавилонской башне, которая стала причиной разделения народов как раз посредством образования разных языков.
Согласно Св. Писанию, Бог в одночасье разделил людей, добавив настолько сильные различия в их языки, что люди перестали понимать друг друга, и достижение этого понимания стало возможным только посредством длительного обучения. Т.е. сверхбыстрого способа овладения иностранным языком Богом человеку не дано.
Выводы
В подавляющем большинстве случаев лучшим (т.е. наиболее надёжным, быстрым и безвредным) вариантом обучения английскому языку будут индивидуальные занятия с высококвалифицированным российским преподавателем по эксклюзивным английским учебникам с использованием обширного дополнительного материала. Именно такие занятия в наибольшей степени помогут сэкономить время, деньги и силы в процессе обучения, а также обеспечат наивысший результат.
Желающим обучаться английскому языку я предлагаю посетить раздел «Welcome», на котором Вы найдёте описание используемых мной материалов, способов их индивидуального подбора и online-тест Ваших знаний английского языка, или сразу позвоните мне по телефону 8-917-551-24-13.